Обобщение собственного инновационного опыта.
Я обучаю детей английскому языку более 20 лет. ,
Главным в своей работе я всегда считала и считаю – урок. Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды отражаются все его стороны. Если не вся, то значимая часть педагогики концентрируется в уроке. Как известно, обучение школьников иностранному языку нацелено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке. Очевидно, что достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявить познавательную активность и испытывать желание пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями.
Педагогическая проблема, над которой я работаю - формирование многофункциональных компетентностей учащихся через активизацию коммуникативных и познавательных способностей на основе применения современных педагогических технологий.
При этом компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
1. Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для начального и общего образования обусловлена следующими факторами:
разрыв между знаниями учащихся начальной школы и умением применять эти знания на практике;
преодоление несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;
необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
Ученик должен быть творческим, самостоятельным, ответственным и коммуникабельным человеком. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала. Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно пользоваться приобретёнными знаниями, мыслить, быть востребованными и успешными. Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданным другими народами. Одновременно язык – это книга для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур.
2.Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России. Наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика мне помогает обучение в сотрудничестве. Атмосфера общения является ведущей чертой урока, поэтому я стараюсь строить уроки таким образом, чтобы стимулировать учащихся работать вместе, помогать друг другу, сопереживать. Иностранный язык перестает быть просто школьным предметом, он становится средством общения, как на уроке, так и во внеурочное время. Учащиеся испытывают потребность говорить по-другому, «по-иностранному», проявляют личную заинтересованность в выполнении заданий. Это является одним из мотивационных факторов.
Действенным приемом обучения школьников иностранному языку, способствующим достижению поставленных задач, я считаю дифференцированный подход к ученикам. Применение его вызывает интерес к изучению предмета, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. Пытаясь дойти до каждого ученика, стараюсь применять разнообразные виды дифференцированного обучения: составляю карточки, тесты, стараюсь оказать помощь таким образом, чтобы слабоуспевающие ученики проявляли максимум самостоятельности, имели реальную возможность повысить свои знания; уделяю внимание и наиболее подготовленным ученикам: предлагаю им более сложные задания, выбираю их в качестве консультантов.
При организации тренировки и употреблении знакомой лексики, в умении применять изученные грамматические явления организую работу в режиме учитель - сильный ученик – учитель – слабый ученик. Это помогает слабоуспевающему ученику запомнить языковой материал, правильно употребить его или ответить на вопрос. Для развития речи учащихся и умения воспринимать услышанную речь на английском языке стараюсь сначала слушать учеников успевающих, а затем слабоуспевающих учеников. Нередко я предлагаю успевающим ученикам взять на себя роль учителя на отдельных этапах урока. Такой прием приучает ребят к самостоятельности, воспитывает у них смелость и способствует организации групповой и парной работы.
Дифференцированный подход к учащимся я осуществляю и при определении домашнего задания. Предположим, задание – пересказ текста. Хорошо успевающие ученики должны дать характеристику главным героям, передать основную идею текста, слабоуспевающие ученики должны ответить на вопросы по содержанию текста, чтобы получилось логически связанное высказывание.
В течение нескольких лет я использую такую педагогическую технологию как метод проектов на уроке английского языка. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Работа над проектом предполагает создания максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении. Представление проекта – праздник для ребят. Ведь весь отобранный, оформленный материал надо так ярко и эмоционально представить, чтобы заинтересовать одноклассников, для которых каждый проект их товарищей – сюрприз. Я преподаю английский язык и в начальной школе. Изучение иностранного языка в начальной школе способствует более раннему приобщению детей к культуре коммуникативной деятельности, формированию положительной мотивации к изучению народного фольклора, детского литературного и художественного творчества носителей языка.
Раннее обучения иностранным языкам предполагает некоторое перераспределение материала, что позволяет разгрузить школьников в среднем звене, рационально использовать способности учащихся к овладению языком, наиболее ярко выраженные у младших школьников, способствовать развитию речевых способностей в целом.
3. Ведущая педагогическая идея. Ведущая педагогическая идея опыта - развитие ученика как личности (его социализация) не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника развития.
В своей практике использую различные педагогические технологии:
-игровые технологии;
-технологии сотрудничества;
-информационно-коммуникационные технологии;
-технологию диалога культур;
-здоровьесберегающие технологии.
Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:
• повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,
• активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,
• формирование личностных качеств ученика,
• формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,
• формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
4.Оптимальность и эффективность средств.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение.
На современном этапе обучения иностранному языку перед методикой стоит задача - взаимодействие новых образовательных технологий с традиционными технологиями. Для их реализации использую технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные, учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности на уровне отдельных элементов и в системе.
Средства достижения этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
-использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (« правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
- предоставление возможности для естественного самовыражения ученика ( в проектной работе).
5. Результативность.
Качество знаний учащихся выше при применении современных педагогических технологии, чем при использовании только традиционных методов. Современные технологии позволяют:
- работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации;
(качество обученности слабых учащихся при этом повысилось);
- создать условия для развития самостоятельности учащихся;
- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, обучающие CD диски);
- снизить трудоемкость процесса контроля и тестирования.
Информационные технологии на уроках иностранного языка повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Использование ИКТ на уроках иностранного языка и способствовало:
- повышению мотивации к изучению языка;
- развитию речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
- увеличению объема лингвистических знаний;
- расширению объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
- развитию способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Результативность применения данной педагогической проблемы –
« Формирование многофункциональных компетентностей учащихся через активизацию коммуникативных и познавательных способностей на основе применения современных педагогических технологий» проявляется:
- в участии детей в предметных олимпиадах на разных уровнях;
- в мониторинге качества обученности учащихся за 2008-2012учебный год,
-в ежегодном участии учащихся в международном конкурсе «BRITISH BULLDOG»
Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что современные технологии играют важную роль в системе образования и обучения иностранному языку. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
|